Почему я встал у стенки? У меня.. дрожат коленки..
Общее количество налоговых споров за 2021 год более 14 тысяч, половина из них базируется на протоколах допросов. Протокол допроса за последние годы стал основным доказательством по делам о необоснованной налоговой выгоде.
Опрашивают любых сотрудников, в том числе уже не работающих в компании.
Причем сотрудники описывают ситуацию по принципу «что вижу, то и пою». Например, рабочие на стройке, рассказывают, что делали всю работу самостоятельно и не видели никаких субподрядчиков.
Допрос-это недружественная беседа! К допросу надо готовиться!
Перед походом в налоговую инспекцию обязательно изучите совместное письмо ФНС и СКР от 13 июля 2017 г. N ЕД-4-2/13650 @. В этом письме перечислены схемы уклонения от уплаты налогов и конкретные вопросы, которые будут вам задаваться.
Вас допрашивают не для того, чтобы оправдать или снять подозрения с вашей репутации. Перед налоговым органом стоят конкретные задачи, и они лаконично изложены в пункте 8 данного письма:
«Изложение доказательств в акте налоговой проверки должно создавать устойчивое представление о том, что деяние налогоплательщика совершено не в результате тех или иных ошибок при ведении бухгалтерского или налогового учета, а в результате целенаправленных, осознанных действий налогоплательщика и его представителей».
Таким образом, почти вся полученная информация на допросе может быть легко переведена в обвинительную плоскость и использована против вас. Поэтому на допрос надо ходить с адвокатом!
Когда вы на допросе - вы можете не адекватно оценивать обстановку, ведь вы находитесь в стрессовой ситуации. Напротив, адвокат стрессоустойчив. Он поможет отсечь вопросы, которые не имеют отношения к проверке, ее периоду, снизить общий накал давления, оказать помощь в формулировке ответов.
Адвокат может взаимодействовать с клиентами по ходу допроса через Whatsap (инспектор не вправе запрещать пользоваться телефоном). Может попросить объявить перерыв и выйти для консультации с клиентом в коридор. Если доверитель «плывёт», - задать наводящие вопросы.
Какие вопросы будут задавать на допросе в налоговой инспекции?
По статистике 90% вопросов связанны с конкретными договорными обязательствами вашей компании, условиями заключения и исполнения сделок.
Остальные 10 процентов вопросов, исключительно важны и связаны с выяснением функциональных и должностных обязанностей опрашиваемых лиц и установлением реальной схемы организации бизнеса (когда выявляют искусственные схемы дробления в связи, с чем опрашиваются сотрудники аффилированных организаций).
"Практика показывает, что указанные лица вообще не осведомлены, что являются работниками аффилированной организации"
Приведем наиболее важные вопросы из упомянутого выше письма и примерные рекомендации как на них отвечать.
1. Кто занимается подбором поставщиков и субподрядчиков в вашей компании?
2. Какие действия вы предпринимали, чтобы убедится, что ваш контрагент добросовестная организация и имеет достаточные ресурсы для выполнения обязательств?
3. Какие документы вы запрашиваете, и какие вопросы задаёте при встрече?
Примерные варианты ответов на данные вопросы, которые необходимо подтвердить документально!
Подбором подрядчиков занимаются руководители проектов, профильные менеджеры, отдел закупок. Подрядчики сами выходят на нас или их рекомендуют партнеры. В компании существует многоуровневая система проверки.
Сформирована конкурсная комиссия по выбору субподрядчиков, утверждено Положение о выборе и проверки контрагентов. Ответственные лица анализируют сайты: www.nalog.ru, www.fssp.ru, www. kad.arbitr, информационные ресурсы: КонтурФокус, СПАРК. Изучается сайт www.fedresurs.ru. на предмет - не находится ли контрагент в стадии реорганизации, банкротства. Внимательно оцениваются финансовые показатели из указанных источников.
Если устраивает коммерческое предложение поставщика/подрядчика, запрашивается: выписка из ЕГРЮЛ, копия устава, паспорта генерального директора, лицензии СРО, справку ИФНС о состоянии расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, бухгалтерская отчетность на последую отчетную дату. Договор аренды офиса, склада, штатное расписание, протокол о назначении на должность генерального директора.
Мониторятся отзывы о компании в интернете, изучается сайт контрагента. После документальной проверки происходит встреча с менеджерами компании и обсуждаются детали сделки (базис поставки, срок оплаты, гарантийные сроки).
Особенно стоит отметить вопросы, которые задают «номинальным» директорам, вашим друзьям, родственникам и товарищам, которые согласились «потянуть» тяжкое бремя руководителя:
- Какой перечень документов сдавали на регистрацию?
- Какой нотариус заверял вашу подпись, где он находится?
- Назовите фактическое местонахождение организации, занимаемую площадь, этаж, количества дверей на этаже?
- Наименование арендодателя, размер арендных платежей?
- Совпадает ли ваш фактический адрес с адресом регистрации?
- Знакомы ли вы с программой 1 С? Оперируете ли вы банк клиентом, в каких кредитных организациях открыты счета?
- Кто обладает правом первой и второй подписью, телефон для связи с бухгалтером?
- Кто непосредственно отслеживает движение денежных средств на счете, назовите оборот?
- Что приносит вам бухгалтер, в каком виде?
- Количество сотрудников в штате?
- Как выглядит ключ ЭЦП, у кого он храниться?
- Основные контрагенты: заказчики, подрядчики, реализованные проекты?
Указанная категория лиц требует тщательной, предварительной беседы с выездом в офис и на объекты исполнения договорных обязательств.
Чтобы допрос прошел без проблем, запомните три простых правила:
1. Рассказывайте только то, что вам известно! Исключите какие-либо предположения, домыслы и свои выводы с заключениями.
2. Сообщайте проверяющим только те обстоятельства, которые входят в зону ваших должностных обязанностей и ограничиваются проверяемым периодом.
3. Не говорите того, чего не помните или помните плохо. Вы не обязаны хранить в памяти все факты работы компании.
«От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься»
1. На установочные вопросы отвечайте без сомнений (ФИО, образование, место жительство, кто вас пригласил на работу, должностные обязанности).
2. На любые вопросы не отвечайте сразу. Будьте спокойны, не торопитесь. Отвечайте односложно: "ДА", "НЕТ", "НЕ ПОМНЮ". Не говорите больше, чем вас спрашивают.
Перед тем как зайти в кабинет налогового инспектора, помните:
Вы пришли в налоговую инспекцию, чтобы исполнить свой долг как добросовестного налогоплательщика – ничего больше. Допрос в налоговой в качестве свидетеля не имеет ничего общего с допросом в следственных органах. Вас не могут задержать, из свидетеля ваш статус не изменится на подозреваемого или обвиняемого.
Допрос, как правило, проводят милые девушки, не обладающие опытом оперативно-следственной работы. За неявку на допрос вас могут привлечь максимум к штрафу в размере одной тысячи рублей. Организовать ваш привод в налоговую с помощью полиции тоже невозможно.
В случае пристального внимания к вашей организации со стороны налогового органа, мы можем:
1. Проконсультировать Вас по всем вопросам проведения выездной налоговой проверки, дать объективный прогноз по ее завершению.
2. Предотвратить неправомерные действия налоговых и правоохранительных органов.
3. Подготовить директоров и ключевых сотрудников к допросам налоговых органов, присутствовать при допросах и других мероприятиях налогового контроля (обыск, выемка документов).
4 . Внедрить комплекс мер должной осмотрительности при работе с контрагентами, предложить конкретные доказательства добросовестности и реальности хозяйственных операций.
Мы обязательно поможем Вам, если: